Софт, который разрабатывают для внутренних нужд государственные органы, корпорации и компании, не сможет участвовать в госзакупках, следует из проекта постановления Минцифры. Подобные продукты, как правило, появляются для выполнения требований по импортозамещению, указывают эксперты. При этом решения, которые разрабатываются в таких условиях, могут быть хуже глобальных конкурентов.
Продукты, включенные в реестр отечественного программного обеспечения (ПО), предлагается разделить на те, которые могут участвовать в госзакупках, и те, которые не могут, следует из проекта изменений в постановление №1236 о запрете на допуск иностранного ПО для госзакупок, разработанного Минцифры. При этом продукты, которые госорганы, госкорпорации и госкомпании разрабатывают «для внутреннего использования», не смогут участвовать в госзакупках в рамках соответствующего закона, следует из проекта. На получение льготы по НДС, для которой также нужно присутствие в реестре, это не повлияет — ее продолжат получать все продукты из перечня.
Минцифры работает над изменением правил формирования реестра ПО в части уточнения требований к правообладателям, отметили в министерстве, отказавшись комментировать рабочую версию документа.
Класс ПО, разработанного госкорпорациями и госорганами для собственных нужд и не предназначенного для продажи, был добавлен в реестр еще в 2019 году, в связи с тем что такие структуры обязаны участвовать в импортозамещении, но их собственные разработки или выполненные для них по заказу отечественными не считались, так как не состояли в реестре, поясняет гендиректор «Базальт СПО» Алексей Смирнов. Дело в том, что такой софт не соответствовал обязательному требованию наличия в свободной продаже на всей территории РФ.
Продукты, создаваемые корпорациями для своих нужд и помещаемые в реестр, как правило, нужны им, чтобы сбалансировать риски, указывает гендиректор компании «Рексофт» Александр Егоров. При ужесточении требований к импортозамещению корпорации будут обязаны переходить на продукты из реестра, но далеко не все продукты из него соответствуют требованиям крупных заказчиков, поэтому им и нужны в нем свои внутренние продукты, поясняет один из собеседников на рынке.
При этом, наполняя реестр, нужно соблюсти баланс между поддержкой и преференциями, с одной стороны, и возможным ограничением конкуренции — с другой, рассуждает гендиректор First Line Software Александр Поздняков. «Когда мы говорим, что занимаемся импортозамещением, мы признаем, что решения, которые разрабатываются в этих условиях, будут хуже, чем те, которые мы получаем в условиях глобального рынка»,— полагает он.
Доработка правил участия в реестре началась после объявленного в IT-отрасли налогового маневра. 23 июня президент РФ Владимир Путин объявил о снижении для IT-компании ставки страховых взносов до 7,6% и налога на прибыль — до 3%. Льготы было предложено компенсировать возвратом НДС на лицензии. Для разработчиков такая схема оказалась невыгодной, поэтому правительство пообещало им сохранить нулевой НДС при продаже софта при условии его включения в реестр российского ПО. Причем, 8 сентября, по новым требованиям в реестр может попасть и, по сути, зарубежный продукт.
В связи с этим в проекте постановления Минцифры предлагается еще одно нововведение, ужесточающее требования по вступлению в реестр: если продукт является производным от ПО, распространяемого по свободной лицензии, то его отечественные создатели должны доказать свою причастность к разработке, представив не менее ста сделанных им доработок.
Таким образом, указывает гендиректор компании «Новые коммуникационные технологии» (разработчик «Р7-Офис») Наталия Агафонова, регулятор пытается исключить ситуацию, когда компания берет ПО, распространяемое по открытой или свободной лицензии, «перекрашивает его под свой логотип» и подает на регистрацию в реестр на основании формальных признаков, получая затем возможность поставлять это ПО госзаказчикам.