В июле вступили в силу изменения о госзакупках, которые направлены на упрощение и ускорение проводимых процедур. Так, небольшие компании получили больше возможностей в области закупочной деятельности, а антимонопольные органы стали чаще включать поставщиков в реестр недобросовестных. При этом повысился риск картельных сговоров и договорных госконтрактов.
1. Единственный поставщик:
Предельный размер закупки у единственного поставщика с 1 июля составляет 300 000 руб., а не 100 000 руб., как раньше. Также увеличился список оснований для заключения договора с единственным поставщиком. Заказчик получил право осуществлять закупку у единственного поставщика в случае признания запроса предложений несостоявшимся из-за отсутствия поступивших предложений или их отклонения. Такую закупку придется согласовать с контролирующим органом.
«Эта мера призвана снизить организационные издержки заказчиков, однако может быть использована и для злоупотреблений. Будут ли условия, предложенные единственному поставщику, отличаться от содержавшихся в документации? Если нет, не вполне понятно, почему этот поставщик должен передумать, ведь ранее он не подал заявку на участие в процедуре. Если да, то такой выбор поставщика ограничит конкуренцию, поскольку измененные условия не были предложены остальным участникам рынка», – отметил руководитель направления «Госзакупки: сопровождение и споры» АБ КИАП Максим Бузин.
После 31 июля не потребуется извещение о закупке у единственного поставщика, обоснование выбора такого способа закупки и существенных условий контракта. Также не нужно будет проводить экспертизу поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги. Заказчику станет проще заключить контракт с единственным поставщиком, так как не придется оформлять отчет о невозможности или нецелесообразности проведения иных закупок.
2. Гарантийные обязательства:
С 1 июля заказчики получили возможность требовать от поставщиков предоставления обеспечения в виде банковской гарантии или внесения денег в размере до 10% стартовой цены торгов. Срок возврата обеспечения не должен превышать 30 дней с даты исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае участия в закупке субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций – 15 дней. Поставщик может изменить способ обеспечения гарантийных обязательств или предоставить заказчику новое обеспечение взамен ранее предоставленного.
Банковская гарантия позволит облегчить доступ к закупкам небольшим компаниям и исключит возможные проблемы с получением гарантий победителями закупок. Срок предоставления гарантии будет выбирать победитель, и он должен закончиться не раньше чем через месяц после окончания действия контракта. Риск отзыва у банка-гаранта лицензии ложится на поставщика. Если это произойдет, то банк в течение месяца должен предоставить заказчику новую гарантию.
3. Единая информационная система:
Заказчик получил право размещать в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 300 млн руб. (в случае выполнения работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства – 2 млрд руб.). В ЕИС придется размещать всю проектную документацию, кроме случаев, когда проектирование входит в предмет контракта или проект необязателен.
Если в отношении участника закупки установлены дополнительные требования, он направляет оператору электронной площадки электронные документы или их копии, подтверждающие соответствие таким требованиям, по каждому виду товаров, работ, услуг.
4. Субъекты малого бизнеса:
С 1 июля снижена финансовая нагрузка в отношении субъектов малого бизнеса. Они могут представить заказчику обеспечение контракта в размере, определяемом в процентном соотношении к цене, по которой заключается контракт, а не в зависимости от стартовой цены.
Другой мерой стало освобождение малого бизнеса от обязанности представить заказчику обеспечение контракта, если предприниматель имеет хорошую контрактную историю: три исполненных контракта без неустоек без учета правопреемства за три года до даты подачи заявок.
Контроль за закупками:
С 1 июля правительство наделено полномочиями:
по утверждению единого порядка осуществления контроля в сфере закупок на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
по определению порядка оценки эффективности деятельности органов контроля в сфере закупок.
Единый порядок должен регулировать организацию, предмет, форму, сроки, периодичность проведения проверок и оформление их результатов. При организации и осуществлении проверок учитывается отнесение субъекта контроля к определенной категории риска.
Органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, получат право осуществлять полномочия органов местного самоуправления муниципального района и городского округа на основании соглашений между субъектами РФ и муниципальными образованиями.