Минфин опубликовал два проекта постановлений правительства, нацеленных на повышение бюджетной дисциплины,— один из них закрывает возможность массовой правки бюджетной росписи в финале года, второй — увязывает перечисление субъектам РФ дотаций на бюджетную обеспеченность с работой регионов по оценке эффективности и отмене при необходимости предоставляемых ими налоговых льгот. В условиях дефицитного бюджета очередные шаги ведомства дадут возможность провести инвентаризацию налоговых поблажек и оценить реальную необходимость неиспользованных федеральных бюджетных ассигнований: они уйдут в резервный фонд Белого дома, и для их возврата распорядителям придется объяснять ситуацию правительству.
Работа правительства по ужесточению бюджетной дисциплины обсуждалась на совещании у премьер-министра 19 ноября — опубликованный вчера Минфином на regulation.gov.ru проект постановления Белого дома о закрытии возможности внесения изменений в сводную бюджетную роспись (по общему правилу — с 1 декабря, для строительных проектов — с 15 декабря) прямо ссылается на принятые там решения.
«Вводится ограничение возможности принятия решений, связанных с перераспределением бюджетных ассигнований … национальных проектов в конце текущего финансового года: после 15 декабря — для бюджетных ассигнований федерального бюджета на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в рамках национальных проектов, а также на предоставление субсидий российским организациям в рамках национального проекта "Международная кооперация и экспорт", после 1 декабря — для иных бюджетных ассигнований»,— говорится в пояснительной записке к документу.
Сам Минфин объясняет это «отсутствием объективных возможностей достижения в текущем финансовом году дополнительных результатов в связи с таким перераспределением».
Де-факто речь идет о том, что по истечении указанных сроков Минфин закроет ведомствам возможность перераспределить зарезервированные, но не истраченные на конец года средства нацпроектов на иные цели и готов перенаправлять их только в резервный фонд Белого дома — и для того, чтобы «вернуть» эти ассигнования, им потребуется отдельное решение правительства. Отметим, что в 2020 году исполнение бюджета уже проходит дополнительный оперативный контроль: по поручению правительства главные распорядители с 1 октября должны дважды в месяц представлять в Минфин данные о расходах бюджета, наиболее подверженных рискам неисполнения. Это было вызвано, в частности, масштабными претензиями Счетной палаты к низкой исполнительской дисциплине в рамках нацпроектов в 2019 году.
Второй проект постановления правительства, также опубликованный вчера ведомством, практически реализует концепцию управления «налоговыми расходами» бюджетной системы. В этой концепции «налоговые расходы» — это де-факто выпадающие из-за льгот доходы бюджетов субъектов РФ, получающих дотации центра, и Минфин требует от региональных властей сначала провести инвентаризацию таких потерь и только затем обращаться за предоставлением федеральных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Для этого в типовое соглашение с Минфином о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов региона необходимо будет включать данные о ревизии налоговых скидок, план по отмене неэффективных льгот и данные о заимствованиях (при превышении долгом норматива в 70% доходов потребуется согласование Минфином такого бюджета). Напомним, методику оценки эффективности налоговых льгот ведомство утвердило еще летом 2019 года постановлением правительства №796 от 22 июня — оно требовало сведения всех региональных и муниципальных льгот в единый реестр.
Теперь же Минфин добивается от субъектов РФ практической реализации этой работы методами бюджетного принуждения.
Так, согласно проекту Минфина, при затягивании подписания губернатором соглашения (до 18 января 2021 года) регионы потеряют 10% дотации, а в самом соглашении они будут обязаны указать «меры дисциплинарной ответственности», которые будут применены к должностным лицам, «чьи действия (бездействие) привели к нарушению указанных обязательств».