Коронавирусная пандемия усилила роль системы госзакупок, которая стала одним из каналов, при помощи которого государство оказывает помощь пострадавшим секторам экономики, в частности, малому бизнесу.
Кроме того, изменился и сам облик контрактной системы. Вынужденная самоизоляция и другие связанные с пандемией ограничения подстегнули к более активному, чем прежде, внедрению электронных торговых процедур и электронного документооборота, цифровой подписи, общению заказчиков и поставщиков через интернет…
О том, как эти процессы выглядели в нашем регионе, я поговорил с вице-губернатором Владимиром Громовым, исполняющим обязанности председателя комитета госзаказа Петром Егорчевым и его заместителем Александром Забавниковым.
– Владимир Николаевич, как повлияла пандемия на нашу систему закупок?
Владимир Громов: – В нашей контрактной системе сейчас задействовано больше тысячи заказчиков и огромное количество поставщиков, в основном тамбовских. За время испытаний, связанных с распространением коронавируса, она показала свою работоспособность. Надо сказать спасибо нашему губернатору Александру Никитину, который ещё в 2016 году поручил переходить на «цифру» и внедрять автоматизацию. Благодаря этому мы достигли высокой прозрачности в области закупок. Сейчас по этому показателю занимаем третье место в России.
– Насколько это помогло вам в условиях коронавирусной эпидемии?
Владимир Громов: – Очень помогло! Нашим сотрудникам не пришлось с нуля осваивать умение работать в удалённом доступе, пользоваться новейшими информационными технологиями. Основные заказчики – например, управление здравоохранения, управление образования и науки, управление градостроительства и архитектуры – также продолжали работать без проблем в условиях вынужденных ограничений.
Александр Забавников: – Инфекция пришла нежданно, однако врасплох нас не застала. Документооборот у нас к тому времени уже был полностью в электронном виде. Все юридически значимые действия фиксируются электронной цифровой подписью. Это нам очень помогло. Работу централизованной контрактной системы мы не остановили ни на день.
Работали в удалённом режиме. Каждый заказчик мог подавать заявки, и мы их размещали. Конкурсные комиссии также работали с нами дистанционно. Мы не переставали обеспечивать потребности образовательных и лечебных учреждений. У нас не прерывались стройки, в том числе и новые.
Именно в этот период была подготовлена проектно-сметная документация для строительства детского сада в северной части Тамбова. Завершено строительство автомобильной дороги по улицам Советской и Запрудной. Поставлено оборудование в учреждения образования в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда». Построен второй корпус детского сада «Непоседы» в посёлке Строитель. Закуплен ангиографический аппарат по нацпроекту «Здравоохранение»… Устойчивость нашей системы контрактных отношений обеспечил фундамент, заложенный в 2016 году. В условиях пандемии, когда потребность подрядчиков и поставщиков в получении бюджетных средств особенно сильна, мы эту потребность обеспечивали.
Сейчас ситуация нормализуется: люди психологически адаптировались, и паники больше нет.
Пётр Егорчев: – Показателем нашей работы с заказчиками является количество жалоб. В условиях пандемии это стало очень актуально, так как даже малые закупки пошли через электронные процедуры. УФАС их рассматривает оперативно и объективно.
За последние полгода поступило примерно столько же жалоб, что и раньше, однако доля обоснованных жалоб сократилась в три раза: было около 50 процентов, стало 15. Значит, заказчики стали работать более чётко. Сказались усилия комитета государственного заказа области по переводу основной части документов в электронную форму. Мы оцифровываем спецификацию, закупочную документацию, технические задания, типовые требования и вводим их в региональную информационную систему. Все заказчики пользуются оцифрованными документами, из-за чего снижается количество технических нарушений, на которые поставщик может обоснованно пожаловаться.
Владимир Громов: – Большие публичные мероприятия, которые проводятся с 2016 года, демонстрируют востребованность нашей контрактной системы и людей, которые в ней работают. Каждый год их приглашают на бизнес-сессии и форумы, где выступают артисты и музыканты. В этом году по понятным причинам форму проведения придётся изменить.
Мы планируем провести большой онлайн-форум вместе с нашим постоянным партнёром – Единой торговой электронной площадкой с участием лучших специалистов города Москвы. В начале сентября в онлайн-режиме мы обсудим изменения в практике российских госзакупок в связи с событиями последних месяцев.
– Малый бизнес сильно пострадал от пандемии, точнее, связанных с ней ограничений. Поддерживать пострадавшие предприятия государство предполагало в том числе и за счёт системы госзакупок. Как это в нашей области выглядело на практике?
Владимир Громов: – В условиях пандемии встречаться друг с другом предпринимателям было достаточно сложно. Созданный нами Магазин малых закупок сделал так, что контактировать им и не надо было. Достаточно было выйти на поставщика или заказчика через этот интернет-ресурс и обо всём договориться. Замечу, что Магазин мы создали задолго до эпидемии. Он ориентирован преимущественно на наших земляков, в отличие от огромного портала поставщиков города Москвы, который охватывает всю Россию.
Александр Забавников: – Наш комитет и Государственное казенное учреждение «Региональный центр по организации закупок» разместили в первом полугодии 4445 заказов на общую сумму 17,5 миллиарда рублей. Это беспрецедентный показатель. Уже выявлены победители по 3629 торгам на 13,7 миллиарда рублей, заключены контракты на 12,9 миллиарда рублей. В смутное время пандемии удалось сэкономить около миллиарда бюджетных рублей.
Если же говорить отдельно о нашем комитете, то он разместил более 1700 заказов на общую сумму 2,1 миллиарда рублей. 902 контракта были заключены с местными предприятиями и предпринимателями. Это 51,5 процента из общего объёма закупочных процедур, а в ценовом выражении – порядка 54 процентов. То есть, более миллиарда получили субъекты бизнеса Тамбовской области.
Теперь о Магазине малых закупок. За те же полгода там было опубликовано 1128 извещений о потребностях заказчиков и 5695 оферт поставщиков.
Контракты были заключены по 815 извещениям и 2385 офертам. Их общая сумма составила 179,5 миллиона рублей.
Непосредственно в период пандемии, с 28 марта, в Магазине малых закупок были размещены 463 извещения и 2394 оферты. Заключено 1308 контрактов на сумму 90,2 миллиона рублей. 573 заказа достались региональным малым предприятиям.
С малыми закупками мы начали ещё работать в 2018 году. Тогда между нашей областью и правительством Москвы было подписано соглашение о нашем пилотном проекте, входящем в состав портала поставщиков города Москвы. Однако московский портал – это «монстр», который охватывает практически все субъекты РФ. Развиваться он начал ещё с 2002 года. Нам за Москвой не успеть, да и смысла в этом нет. В апреле 2019 года по поручению губернатора мы создали Магазин малых закупок.
Мы не цифруем все малые закупки подряд, позволяем заказчикам расплачиваться как безналичными, так и наличными деньгами, то есть выходить на поставщика напрямую. То есть, мы толерантно подошли к ним, соблюдаем баланс интересов. Однако установлена квота: определённый объём закупок должен обязательно совершаться в электронной форме.
Пётр Егорчев: – В нашей области сейчас насчитывается больше тысячи заказчиков. Магазин малых закупок интегрирован с нашей единой информационной системой, поэтому все заказчики были автоматически подключены к Магазину. На сегодня потребность в нём как у нашего бизнеса, так и предпринимателей из других регионов весьма велика. Меньше чем за год мы смогли охватить более 550 наших поставщиков и порядка 400 инорегиональных. Это не только предприятия из ближайших областей, но и из Краснодарского края, республики Крым и так далее. 76 процентов поставщиков – это субъекты малого предпринимательства и 24 – средние и крупные предприятия.