Конкурсная ПриСтройка - TWC
03.09.2020

Конкурсная ПриСтройка

Уже более десяти лет государственные закупки строительных работ могут осуществляться только посредством проведения аукционов. Сначала аукционы были «живые» — с поднятием карточек, потом стали электронными, но суть не изменилась: единственным критерием выбора победителя все также является снижение цены. Чем дешевле подрядчик построит, тем лучше для государства. Данная формула очевидно не идеальна и регулярно подвергалась критике в строительном сообществе. Эксперты указывали, что помимо цены существенными критериями являются качество работ и квалификация подрядчика. Кроме того, как мы уже рассказывали в «Аудите и консалтинге», приложение №102 от 10 июня, рынок строительных закупок в последнее время сильно изменился: участников аукционов стало в несколько раз больше, снижения в ходе торгов увеличились, и поэтому качество выполнения работ в некоторых случаях снизилось. И вот наконец-то законодатель решил прислушаться к мнению строителей. С 1 сентября заказчики смогут осуществлять закупки в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ на строительство, реконструкцию, капремонт и снос объектов капитального строительства не только путем проведения электронных аукционов, но и электронных конкурсов. Однако в экспертном сообществе оценки данных изменений в законодательстве довольно сдержанные. Давайте разберемся почему. Итак, во-первых, единственным критерием оценки при проведении новых строительных конкурсов помимо цены контракта может быть «опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» с максимальной значимостью в 40%. В рамках данного показателя будет оцениваться исключительно стоимость и (или) количество исполненных контрактов. При этом использовать показатели оценки, связанные с квалификацией трудовых ресурсов, обеспеченностью материально-техническими ресурсами (производственными мощностями, технологическим оборудованием), трудовыми ресурсами и деловой репутацией подрядчика, не допускается. Кроме того, ни в каком виде не допускается использование показателя «качество работ». Таким образом, цена контракта по-прежнему остается решающим фактором (60% значимости) при выявлении победителя закупки. Кроме того, необходимо отметить, что и при проведении электронных аукционов опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема также был необходим, но в рамках предквалификационных требований в соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 года №99. То есть в контексте самого главного — критериев выбора победителя закупки — изменилось не так уж и много. Во-вторых, требования к самим показателям критерия оценки законодательно практически никак не урегулированы. На какую стоимость требовать подтверждение опыта, исполненные за какой срок контракты принимать к оценке, какими документами участники должны подтверждать исполнение контрактов — все эти вопросы законодатель пока оставил без ответов. Таким образом, заказчикам придется принимать решения самостоятельно и потому нести за них ответственность перед контролирующими органами, что в отсутствие какой-либо административной практики по данному вопросу зачастую выглядит почти как лотерея. В-третьих, постановление Правительства РФ от 4 февраля 2015 года №99, устанавливающее обязательные предквалификационные требования к опыту выполнения аналогичных работ, на электронные конкурсы не распространяется. Таким образом, опыт подрядчика только оценивается в рамках критерия, но отсутствие такого опыта не может послужить основанием для недопуска к конкурсу. Иными словами, принять участие в таких конкурсах сможет любая компания, не обладающая даже минимальным опытом выполнения строительно-монтажных работ. И в случае подачи ею ценового предложения с достаточно большим снижением такая компания может стать победителем, проиграв по критерию «опыт» (40% значимости), но выиграв по критерию «цена контракта» (60% значимости). В свете всех имеющихся сложностей, рисков и отсутствия практики или разъяснений контролирующих органов для многих заказчиков минусы электронных конкурсов на строительные работы могут оказаться более существенными, чем плюсы, так как зачастую для заказчика беспроблемность проведения самой процедуры закупки важнее, чем исполнение контракта. Резюмируя сказанное, от лица экспертного сообщества хотелось бы выразить надежду, что законодатель прислушается к практикам и урегулирует соответствующими нормативно-правовыми актами все имеющиеся проблемные моменты, чтобы безусловно правильная идея с переводом закупок строительных работ на электронные конкурсы была доведена до процедурно безопасного и результативного механизма закупки.