В последнее время активизировались мошенники, выдающие себя за госкомпании в госзакупках. Рост активности мошенников подрывает репутацию госзаказа для малого и среднего бизнеса. Еще одна проблема — отсутствие нормативной базы для противодействия этому типу мошенничеств.
Схема № 1
На почту компании поступает предложение с участием в очень выгодной прямой закупке корпоративного заказчика. Для согласия необходимо подготовить коммерческое.
Подготовленное коммерческое направляется «Заказчику», который принимает предложение и направляет список документов, которые необходимо предоставить.
В списке есть документ, которого стопроцентно нет у компании. Это сертификат, который нужно приобретать дополнительно.
Компания-участник находит в интернете поставщика и покупает у неё сертификат. Он направляется «Заказчику», который перестает выходить на связь В числе маркеров отмечается крупная маржинальность предлагаемых закупок, выгодные условия доставки, например, заказчик готов забрать товар самостоятельно со склада участника, обещание стопроцентной предоплаты, несоответствия и ошибки в письме мошенников и документах. Часто встречаются подозрительные моменты в документах, например, не указаны стационарные телефоны представителей «заказчиков», электронный адрес на домене, отличном от корпоративного.
Схема № 2
В компанию участника поступает звонок с приглашением поучаствовать в прямой закупке от государственного заказчика.
После согласия со стороны участника «Заказчик» направляет документацию на электронный адрес участника.
Компания-участник готовит коммерческое предложение с условием получения 40%-80% аванса от заказчика и оплатой вознаграждения (10-15%) специалисту заказчика за участие без торгов.
Для заключения договора необходимо предоставить пакет документов и оплатить вознаграждение. После оплаты «специалист заказчика» не выходит на связь. Часто такую закупку можно найти в реальных закупках на сайте zakupki.gov.ru, при этом «специалист заказчика» торопит участника с принятием решения, часто звонит в течение дня. Часто с этим сталкиваются предприниматели из райцентров, случается, что предприниматели не спешат делиться такими негативными для себя кейсами.
Мимикрия под госзаказчиков
Ситуация, когда злоумышленники мимикрируют не только под коммерческих заказчиков, но и под госзаказчиков по 223-ФЗ, крадут обеспечение заявок или исчезают, не заплатив, стала фиксироваться в России все чаще. Мошенникам удается зарегистрироваться в качестве коммерческих заказчиков и даже госзаказчиков по 223-ФЗ (действует для госкомпаний, госкорпораций, субъектов естественных монополий, ресурсоснабжающих организаций в сфере ЖКХ). Эту информацию РБК подтвердили и в Казначействе, которое управляет Единой информационной системой госзакупок. Для участия в закупках преступники действуют по классической схеме — оформляют фирму-однодневку c небольшим уставным капиталом на подставного директора, а затем регистрируют ее в ЕГРЮЛ и в ЕИС. Случаи мошенничества по 223-ФЗ, при которой злоумышленники маскируются под госзаказчиков, достаточно редки. Регистрируясь вначале в ЕГРЮЛ, затем в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), а только затем в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС, zakupki.gov.ru), мошенники оставляют много следов.